Максимович Михайло Борисович

Надрукувати Надрукувати

Foto1Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (в миру Максимович Михаил Борисович) (4.06.1896-2.07.1966), святой, архиепископ, один из ярчайших носителей духовных ценностей в эмиграции. Родился в с. Адамовка Харьковской губернии (в состав которой входил и Полтавский уезд), в благочестивой дворянской семье Бориса и Глафиры Максимовичей. Михаил окончил Кадетский корпус в Полтаве в 1914 г. и юридический факультет университета в Харькове, где познакомился в 1914 с митр. Харьковским Антонием (Храповицким).

После Гражданской войны Михаил со своими родителями оказывается в Сербии, где в 1925 оканчивает богословский факультет Белградского университета. Тогда же у него созревает желание принять монашество, и в 1926 митр. Антоний постригает его с именем Иоанн, в честь прославленного Церковью его предка — свт. Иоанна, митр. Тобольского (Максимовича).

Foto1

В 1934 за последней в своей жизни епископской хиротонией митр. Антоний (Храповицкий) возводит иером. Иоанна в сан епископа и направляет его в Шанхай, с трогательным письмом к архиеп. Димитрию Хайларскому, где пишет: “Как мою душу, как мое сердце посылаю к Вам Владыку Епископа Иоанна. Этот маленький, слабый физически человек, по виду почти как дитя — есть чудо аскетической стойкости и строгости”.

В Щанхае еп. Иоанн вел жизнь сурового аскета, лишал себя сна и пищи, носил зиму и лето сандалии без чулок, его ряса была похожа больше на одежду нищего. Там им создается приют для бездомных детей во имя св. Тихона Задонского, в котором воспитывалось более трех тысяч детей.

Подвижник и великий молитвенник, еп. Иоанн управлял делами епархии, посещал больных в госпиталях, оказывал огромное духовное влияние на всю русскую колонию в Китае и на Дальнем Востоке, будучи духовным руководителем многих беженцев из России. При участии владыки в Шанхае русскими были выстроены кафедральный собор Пресвятой Богородицы “Споручницы грешных” и величественная Свято-Николаевская церковь — храм-памятник Царю-Мученику.

Foto1После прихода в 1949 к власти коммунистов практически вся русская колония покинула Шанхай. Владыка Иоанн возглавил исход русских беженцев, сначала на Филиппины, а затем в Америку. На острове Тубабау был устроен в просторном военном бараке временный “собор”, в котором служил сам владыка. Каждый вечер он обходил с молитвой и благословлял все палатки беженцев. По молитвам святителя за все время пребывания русских на острове не было ни одного шторма. Лишь после их отъезда в Америку тайфун уничтожил все следы пребывания людей на острове.

Во все периоды своего епископства: Шанхайский (1934 — 49), Брюссельско-Парижский (1951—63) и последний, Сан-Францисский (1963—66), владыка Иоанн пребывал в постоянной молитве — в храме, в своей келье и даже при поездках в самолете и автомобиле. Пищу, как правило, он принимал единожды в день. Он даже не имел постели, а в краткие моменты отдыхал в кресле. Окружающих он поражал смирением и скромностью во всем, никогда не говорил о своих успехах и трудах, хотя их было немало. За время епископства владыки его усердием были выстроены замечательные храмы: храм-памятник св. прав. Иова Многострадального в Брюсселе в память Царя-Мученика, Foto1кафедральный собор Божией Матери “Всех Скорбящих Радости” в Сан-Франциско, крипта которого стала усыпальницей блаженного архиепископа Иоанна.  

Похороны владыки в июле 1966 в Сан-Франциско были выражением торжества Православия. Шесть дней у открытого гроба теснились прощающиеся, пять архиереев приехали на отпевание. Городские власти впервые в истории Сан-Франциско дали разрешение на захоронение в соборе, и до сих пор тело его пребывает нетленно (паства не допустила бальзамирования) в крипте кафедрального собора. Усыпальница стала местом постоянных молитв почитателей, служащих панихиды по почившем. Читается Псалтирь, у мощей обильно подаются исцеления недугующим и болящим, записано немало чудес.

2 июля 1994 владыка Иоанн прославлен Русской Зарубежной Церковью и причтен к лику святых.